Бетонные смеси
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕТОНА
На сегодняшний день бетон – один из наиболее широко применяемых материалов в строительстве.
Согласно определению, бетоном называется искусственный камень, получаемый в результате затвердения бетонной массы, состоящий из смеси цемента, заполнителей разной крупности (щебень, песок) и воды.
1. КЛАСС И МАРКА БЕТОНА (ПРОЧНОСТЬ БЕТОНА).
Прочность бетона на сжатие является одной из важнейших характеристик бетона.
Ранее о прочности бетона судили по его марке (марка обозначается буквой М с цифрой, указывающей на среднее арифметическое значение прочности образцов на сжатие в кгс/см2). В строительстве применяются следующие марки бетона: М50, М75, М100, М150, М200, М250, М350, М400, М450, М550, М600, М6ОО, М700, М800.
Однако, сегодня основным показателем прочности бетона является его класс. Класс бетона обозначается буквой В с цифрой, указывающей на гарантированную прочность в МПа, т.е. прочностью достигаемой в 95% из 100%, и лишь в 5-ти случаях можно ожидать его невыполненным. Чаще всего в нормативных документах и проектной документации указывается именно класс бетона. Существуют следующие классы: В1; В1,5; В2; В2,5; В3,5; В5; В7,5; В10; В12.5; В15; В20; В25; В30; В40; В45; В50; В55; В60.
Ниже в таблице приведены соотношения между классом и марками бетона по прочности:
Класс бетона | Средняя прочность данного класса кгс/кв.см | Ближайшая марка бетона |
В 5 | 65 | М 75 |
В 7,5 | 98 | М 100 |
В 10 | 131 | М 150 |
В 12,5 | 164 | М 150 |
В 15 | 196 | М 200 |
В 20 | 262 | М 250 |
В 25 | 327 | М 350 |
В 30 | 393 | М 400 |
В 35 | 458 | М 450 |
В 40 | 524 | М 550 |
В 45 | 589 | М 600 |
В 50 | 655 | М 600 |
В 55 | 720 | М 700 |
В 60 | 786 | М 800 |
Что касается области применения той или иной марки бетона, то хотелось бы кратко рассмотреть лишь основные из них:
М-100 (В 7.5) применяется, в основном, для проведения подготовительных работ перед заливкой монолитных плит и лент фундаментов. То есть речь идёт о так называемой — бетонной подготовке: на песчанную подушку укладывается тонкий слой бетона самой низкой марки, конкретно м 100 B 7.5, и уже потом, после застывания этого слоя, начинают производить арматурные работы.
М-150 (В 12.5) применяется чаще при проведении подготовительных работ перед заливкой монолитных плит фундаментов. Также, бетон данной марки может применяться при изготовлении стяжек, полов, фундаментов под небольшие сооружения, бетонировании дорожек и т.д.
М-200 (В 15) одна из наиболее часто используемых марок бетона. Применяется в основном при изготовлении бетонных стяжек полов, фундаментов, отмосток, дорожек и т.д.. Для частного строительства прочность бетона марки м 200 вполне достаточна для решения большинства строительных задач: ленточные, плитные и свайно-ростверковые фундаменты; изготовление бетонных лестниц, подпорных стен, площадок, дорожек, отмосток и т.д.
М-250 (В 20) применяется в основном для изготовления монолитных фундаментов, в т.ч ленточных, плитных, свайно-ростверковых; бетонных отмосток, дорожек, площадок, лент заборов, лестниц, подпорных стен, малонагруженных плит перекрытий и т.д.. Занимает промежуточное место между более популярными бетонами М-200 и М-300.
М-350 (В 25) в основном применяется для изготовления монолитных фундаментов, свайно-ростверковых ЖБК, плит перекрытий, колонн, ригелей, балок, монолитных стен, чаш бассейнов и иных ответственных конструкций.
М-400 (В 30) чаще применяется для изготовления мостовых конструкций, гидро-технических сооружений, банковских хранилищ, специальных ЖБК: колонн, ригелей, балок, чаш бассейнов и иных конструкций со спецтребованиями. Как правило, использование подобного бетона регламентировано специальными требованиями, связанными с условиями дальнейшей эксплуатации железобетонных конструкций.
2. ОСАДКА КОНУСА.
Осадка конуса — это понятие, характеризующее пластичность бетона и измеряется в см. Говоря простыми словами, чем выше осадка конуса, тем более подвижен бетон.Данный показатель обозначается в накладных и паспортах бетонной смеси в виде буквы П с коэффициентом от 1 до 5 (например: П-3) либо так: осадка конуса 10-15 см.На практике в отношении осадки конуса бетона важно знать следующее:Для стандартных монолитных работ обычно применяется бетон подвижности П-2 — П-3. При заливке конструкций, труднодоступных для заполнения бетоном, желательно использовать бетон с подвижностью П-4 и выше (осадка конуса 16-21 см). Подобная бетонная смесь может называться — литой бетон. Такие виды бетонной смеси хорошо переносят укладку в опалубку, без использования вибратора. Также аналогичную пластичность бетона стоит выбрать, если для укладки бетонной смеси используется бетононасос.
3. ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ.
Водонепроницаемость — это свойство бетона противостоять действию воды, не разрушаясь, то есть не пропуская через себя воду под давлением.По водонепроницаемости бетон делится на марки W2, W4, W6, W8 и W12, причем марка обозначает давление воды (кгс/смг), при котором образец-цилиндр высотой 15 см не пропускает воду в условиях стандартного испытания.У бетона с высоким коэффициентом W есть следующие плюсы:
- можно изготавливать подвалы в районах с высоким уровнем грунтовых вод;
- данный бетон, в принципе не боится морозов-оттепелей. Коэффициенты морозостойкости у него очень высоки и рассчитаны на многолетнее использование в обычных условиях. Это может быть особо актуально для открытых, незащищённых конструкций, таких как бетонные дорожки, отмостки, ленты заборов, а так же, для свайных фундаментов на влагонасыщенных грунтах.
Однако, есть и один минус: производят такой бетон лишь высоких марок (с высоким содержанием цемента), поэтому и он стоит существенно дороже. Доставить на объект и уложить такой бетон — тоже непросто. Быстрое время схватывания не позволяет расслабиться. Всегда есть риск остаться один на один с не разбиваемой глыбой на стройплощадке.
4. МОРОЗОСТОЙКОСТЬ.
Марка бетона по морозостойкости обозначается буквой F с цифрой от 25. Установлены следующие марки по морозостойкости: F25, F50, F75, F100, F150. F200, F300, F400, F500.За марку бетона по морозостойкости принимают наибольшее число циклов попеременного замораживания и оттаивания, которое при испытании выдерживают образцы установленных размеров без снижения прочности на сжатие более 5% по сравнению с прочностью образцов, испытанных в эквивалентном возрасте, а для дорожного бетона, кроме того, без потери массы более 5%.На практике, в обычном строительстве, среднестатистическая морозостойкость F100-F200.